Трезвость как образ жизни

В нашей стране, пожалуй, каждый человек знает, что такое разрушительная страсть винопития, а по-простому — пьянство. Если «зеленый змий» не поражает нас самих, то одолевает кого-то из родных, друзей. Иногда от этого недуга в одном роду страдает несколько поколений, словно некий поврежденный ген передается по наследству. Почему так происходит? ответом могут послужить слова святителя Василия Великого: «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Святые отцы единодушны в том, что болезнь эта хоть и поражает человека целиком, разрушая его тело и психику, все же имеет в своей основе духовную причину. Именно поэтому любые способы исцеления, которые воздействуют только на телесном и психологическом уровне, если и дают облегчение больному, то лишь временное. А раз так, то лечение следует начинать с души. в саратовской епархии уже несколько лет ведется разносторонняя работа, направленная на утверждение трезвого образа жизни. мы расскажем о том, где и как страждущие и их родные могут получить помощь в борьбе с алкогольной зависимостью. 

Вражда на Бога

Храм святой мученицы Софии при Областной психиатрической больницеО масштабах этой беды в нашем регионе можно судить по тому, что через наркологическое отделе­ние психиатрической больницы святой Софии еже­годно проходит более четырех тысяч человек, койки в этом отделении никогда не пустуют. Много лет страждущих в этом лечебном учреждении окормляет иерей Димитрий Никитин. По словам отца Димитрия, все пациенты, с кем он проводит пастыр­ские беседы, охотно соглашаются с тем, что пьян­ство — это зло и что с ним необходимо покончить, но через какое-то время он снова встречает своих собеседников в больничных палатах. Лишь единицы исцеляются и приходят потом поблагодарить свя­щенника за вразумление, становятся прихожана­ми больничного храма или других городских церк­вей. Почему же так мало тех, кто освобождается от плена зависимости? Ведь оказавшись в психиа­трической лечебнице, зачастую в состоянии алко­гольного делирия — «белой горячки», человек уже не может не понимать, что он — на краю бездны.

— Люди возвращаются к алкоголю снова и снова из-за недостатка духовной жизни, — пояс­няет отец Димитрий. — Зависимость включа­ет в себя и страсть — это духовно-нравственный аспект, и болезнь — психический и физиче­ский аспекты, и генетическую предрасположен­ность. Святые отцы объясняли страсть винопития тем, что человек неверно использует свою базо­вую потребность в радости — в искаженном гре­хом человеке она принимает форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселью, которое дает алкоголь, а несоблюдение меры пора­жает волю и порабощает ее диаволу. Диавол же еще и застит человеку глаза: люди даже не замеча­ют, как спиваются. «Я свою меру знаю», — твердит человек, давно уже утративший чувство меры. Он перестает видеть свое истинное состояние, пере­стает замечать, как страдают от его пьянок близ­кие, и в конечном итоге вообще утрачивает связь с реальностью. Цель диавола — погубить душу, алкоголь — его инструмент. Попадая в больницу, человек проходит лечение и очищается на телесном уровне, у него нет алкоголя в крови, но страсти-то никуда не исчезают. А что такое страсть? Это то, что человек любит больше, чем Бога и ближ­них. «Пьянство — вражда на Бога», — гово­рил святитель Василий Великий. Страсть владе­ет человеком полностью, безраздельно, а значит, снова толкнет зависимого к рюмке. Единственный путь — это полное воздержание, но на такое реше­ние нужна воля. Воля же у зависимого челове­ка опять-таки направлена на удовлетворение его страсти. Получается замкнутый круг. Как его разо­рвать? Выход в трезвый образ жизни начинается тогда, когда человек отдает предпочтение не любви к алкоголю, а любви к Богу и ближним. Для этого бывает зачастую нужна комплексная и долговре­менная помощь, которая включает в себя не толь­ко пастырские беседы и участие в церковных таин­ствах, но и практическую, достаточно глубокую психологическую работу. А еще очень важна среда, в которой выздоравливающий человек не чувство­вал бы себя белой вороной, в которой он мог бы получить поддержку.

«Лоза истинная»

Сегодня такую комплексную помощь можно получить в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова, где вот уже несколько лет действует право­славное согласие трезвости «Лоза истинная», объе­диняющее людей, заинтересованных в выздоровлении от зависимостей.

Название сообщества отсылает нас к обра­зу Спасителя «Лоза истинная» — редкому иконо­графическому типу, изображающему Христа в соот­ветствии с евангельскими словами: Я есмь истин­ная виноградная Лоза, а Отец Мой — вино­градарь (Ин. 15, 1), Аз есмь Лоза, вы же гроз-дие (Ин. 15, 5). Цель согласия — помочь людям, отсеченным от Христа пагубной страстью, вер­нуться к Спасителю. В соборе регулярно совер­шаются молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на которых можно помо­литься об исцелении от зависимости.

С 2020 года при соборе проводится еще и «Школа трезвости» — мотивационный курс из десяти занятий психотерапевтической и социально-педагогической направленности для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и их родственников. Этот курс активно применяется на приходах епархий Русской Православной Церкви с начала 2000-х годов.

Лекции проводят священники и психологи. Слушатели «Школы трезвости» узнают о том, как формируется алкогольная или наркотическая зави­симость, какие стадии она проходит, какими мифа­ми в обществе поддерживается употребление алко­голя, какие существуют методы помощи страждущим и их родственникам, что представляют собой реаби­литационные центры для зависимых и сообщества само- и взаимопомощи, как необходимо строить свою духовную жизнь, чтобы обрести свободу от зависимо­сти. Участники курса также выполняют практические домашние задания, направленные на изучение чело­веком себя, на формирование негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков. И это не менее значимая часть работы, чем лекционный курс.

Цель «Школы трезвости» — дать человеку необ­ходимые знания и инструменты для борьбы с зави­симостью. В числе инструментов и обет трезво­сти — церковный чин, во время которого человек дает Богу обещание полностью отказаться от употребле­ния алкоголя и испрашивает помощи Божией на под­держание трезвого образа жизни. Эта практика была распространена в дореволюционных обществах трез­вости, действовавших при храмах. Таких обществ в России было около двух тысяч. Всем, кто давал обет трезвости, выдавалось соответствующее удостовере­ние, и оно бывало полезным в практических быто­вых ситуациях. Когда человек оказывался, например, за столом и его склоняли к употреблению спиртного, он доставал свое удостоверение и говорил собравшим­ся: не могу выпить, у меня обет трезвости. И вопросов к нему больше не было.

Опыт дореволюционных общин, усиленный нара­ботками наркологов ХХ века и современных специ­алистов, стал методической основой курса «Школы трезвости». Проводят его протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского брат­ства трезвения Русской Православной Церкви (Екатеринбургская епархия), и диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук, ответственный за органи­зацию работы по утверждению трезвого образа жизни на приходах Москвы и руководитель Замоскво­рецкого общества трезвости.

По словам отца Иоанна, существует два вида трезвости. Первый — когда человек не пьет, но хочет пить; он страдает, но все-таки держится на морально-волевых качествах. Второй — когда человек выбирает трезвость как образ жизни, и ему в этом состоянии хорошо. Задача «Школы» — под­вести человека именно к восприятию трезвости как образа жизни.

Екатерина УфимцеваВ Саратовской епархии «Школа трезвости» впервые прошла в марте 2020 года, и итогом ее стало то, что несколько человек приняли обет трез­вости. В их числе — и координатор православного согласия трезвости «Лоза истинная» Екатерина Уфимцева. Зачем пожизненный обет трезвости человеку, у которого нет проблем с алкоголем?

— Я читала в работах православных подвижников, которые трудились на этом поприще в XIX веке, что человек, который занимается этой деятельностью, должен не просто вести трезвый образ жизни, а быть убежденным трезвенником, — рассказывает Екатерина Игоревна. — И более того, все они солидарны в том, что принимать обет трезвости надо и в том случае, если для вас отказ от алкоголя не составляет проблемы. Обет трезвости — это церковный чин; совершая его, мы молитвенно просим, чтобы Господь благословил наше намерение, и верим, что получаем благословение и помощь Божию. Честно скажу, утверждение трезвости — трудное служение, не так много у нас сторонников и соратников, поэтому помощь Божия очень нужна: только Господь дает нам силы продолжать это дело.

В октябре 2021 года «Школа трезвости» прошла во второй раз. Лекции, которые проходили в очном и дистанционном формате, вели иерей Димитрий Никитин, диакон Иоанн Клименко, Екатерина Уфимцева, психолог Владимир Дементьев, консуль­тант наркологического отделения Красноармейской областной психиатрической больницы Елена Тимофеева. В занятиях «Школы трезвости» приняли участие девять человек, половина из которых вырази­ли желание продолжить работу над собой и над ситуа­цией, сложившейся в семье, в общине трезвости, сло­жившейся при соборе.

— Одна из задач «Школы трезвости» — настроить людей на регулярное посещение общины трезвости, — поясняет Екатерина Уфимцева — Это сообщество людей, которые добровольно объединились, чтобы создать трезвую среду, где можно было бы обмениваться опытом преодоления пристрастий. В еженедельных собраниях участвуют как страждущие, так и их родные или друзья, заинтересованные в освобождении своих близких от постигших их бед. На этих встречах участники обсуждают свои успехи и неудачи, вместе ищут выход из трудных жизненных ситуаций, поддерживают друг друга и тем самым предупреждают возможные срывы.

Проведение следующего курса «Школы трезво­сти» планируется на апрель 2022 года. До этого вре­мени в Свято-Троицком соборе Екатерина Уфимцева будет проводить индивидуальные консультации для зависимых и их родственников.

— Я давно изучаю тему трезвости, — продолжает она. — В прошлом году прошла обучение у отца Иоанна Клименко в Замоскворецком обществе трезвости. Получила сертификат, что могу проводить подобные занятия. Эта программа уникальна: она соединяет в себе и наиболее действенные психологические методики, и духовную работу человека над собой.

«Школа трезвости» дает погружение в тему, силь­ную мотивацию, заряжает человека на борьбу со стра­стью, а еженедельные встречи в общине трезвости позволяют человеку держаться выбранного пути. Это сообщество, в котором выздоравливающий алкого­лик чувствует безопасность — его не осудят, не обви­нят. Здесь и поддержка, и совместный опыт прео­доления трудностей, и совместная молитва, и глав­ное — Господь посреди нас. По словам отца Иоанна Клименко, из тех, кто прошел курс и постоянно посе­щает собрания общины трезвости, 70 процентов живут трезвой жизнью.

— «Школа трезвости» не только дает людям знания о том, что такое зависимость, там подробно объясняют, как избежать срывов, — поясняет отец Димитрий Никитин. — На самом деле, отказаться от употребления алкоголя не так сложно — гораздо сложнее не начать употреблять снова. Человека, бросающего пить, мы предостерегаем: он снова может пасть, если, будучи в трезвости какое-то время, начнет осуждать других пьющих людей. Как говорится, в чем осудишь — в том сам пребудешь. Церковь как раз и помогает человеку проходить путь выздоровления правильно — не впадая в тщеславие, гордыню, уныние. Ведь многие «завязавшие» жалуются, что без алкоголя им жизнь не мила. «Все краски померкли», «никакой радости нет», «я как овощ» — такие признания часто можно услышать от этих людей. Что это, как не уныние, которое может доходить до отчаяния? В Церкви человек учится, как выходить из этого состояния: благодарить, что Бог дал еще один день, радоваться простым вещам, врачевать душу добрыми делами. Если выработать привычку делать добро людям, радость обязательно вернется — и именно та истинная радость, которую человек так отчаянно ищет. Нужно только терпение. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28), — сказал Христос. И мы знаем случаи, когда люди, преодолев страсть винопития, становились счастливыми людьми, живущими полной жизнью.

«Школу трезвости» могут посещать не только сами зависимые, но и их родственники. Ведь в лечении нуждается вся семья. Как правильно взаимодейство­вать со страждущим? Как убедить его пройти курс для зависимых? Почему порой мы хотим помочь, но ниче­го не получается? Как помочь себе и не сойти с ума рядом с зависимым близким? Ответы на эти вопросы родственники страждущих от алкоголизма и наркома­нии могут получить на занятиях.

— Что происходит с родственниками пьющего человека? Они становятся созависимыми, — поясняет отец Иоанн. — Враг рода человеческого воздействует на всех членов семьи, ведь его цель — всю семью погубить. У одного из супругов он развивает страсть пьянства, а у другого — культивирует гнев, осуждение, самопревозношение, гордость: «Он такой слабак, а я такая сильная — всю семью на себе тащу». Супруги искренне хотят помочь своим страждущим «половинкам», но бесовская сила так извращает любовь, что близкие не только не помогают исцеле­нию, но и нередко усугубляют зависимость пьющего. Мы объясняем созависимым: хочешь помочь близ­кому? Сначала со своими страстями надо совладать. — В православной среде, особенно среди жен­щин, распространено такое отношение к пьянству родных: «Это мой крест, и я должна его нести», — дополняет Екатерина Уфимцева. — Да, мы при­званы носить тяготы друг друга, но это не значит, что надо просто сидеть и ждать, когда твой близ­кий умрет от алкоголя или наркотиков. Нужно бороться за его жизнь. Ведь умирают такие люди в состоянии очень далеком от Бога. Надо бороться за жизнь своих близких, в том числе и за жизнь веч­ную. Поэтому такой пассивный подход мне кажется неправильным. Наша задача — донести до людей, что сегодня существуют действенные методики для работы над собой, что накопленный опыт позволя­ет сказать: исцеление возможно, было бы только желание трудиться. 

Подарок от Бога измученному человечеству

Кроме согласия трезвости «Лоза истинная», при Свято-Троицком соборе уже несколько лет действует группа Анонимных алкоголиков (АА). Хотя это объединение не связано ни с одной из религиозных конфессий, в последние годы при православных храмах по всей стране появляет­ся все больше таких групп. Опыт сотрудниче­ства храмов и монастырей Русской Православной Церкви с группами Анонимных алкоголиков изло­жен, в частности, в труде «Православная Церковь и программа “12 шагов”», размещенном на сайте московского Данилова монастыря. Небольшая выдержка из этого труда позволяет понять, что в этой программе нет ничего «непра­вославного»:

«Образно и поэтично, но необычайно верно отражая суть действий сообщества Анонимных алкоголиков, говорит дьякон Анатолий Зелов, кли­рик Феодоровского Государева собора г. Пушкино под Санкт-Петербургом, сотрудник реабилита­ционного центра для алкоголиков и наркоманов “Дом надежды на горе”: “Программа АА открыва­ет человеку путь к Богу. Можно представить высо­кую гору, а на вершине — Бог. Если с одной сто­роны забираться на эту вершину, то надо карабкаться с большими усилиями, которые под силу лишь крепкому спортсмену. Так вот, содружество АА создано специально для людей, расслаблен­ных болезнью, оно вырубило ступеньки в этой горе, чтобы по ним мог легко и свободно забрать­ся измученный болезнью человек. И эти ступень­ки, я абсолютно уверен, Сам Бог помог создать для того, чтобы люди смогли вылезти из этой ужасной трясины. Как говорят сами алкоголики, это “не человеческое изобретение”. “Двенадцать шагов” всегда были. Алкоголики просто их нашли. Это и есть евангельское учение, толь­ко оно как бы приспособлено для таких немощ­ных в своей болезни людей. Как апостол Павел говорит: молоко для младенцев (см.: 1 Кор. 3, 2; Евр. 5, 12)».

И еще одна цитата: «Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, говоря о положительной роли АА в реабилитации зависимых людей, отмечает тот факт, что программа “Двенадцать шагов” несет в себе некоторую начальную религиозность и спо­собствует не только телесному исцелению страж­дущего человека, но и его обращению к Богу. “Я увидел, что это промыслительная программа для многих и многих людей. Именно благодаря про­грамме и движению АА любой человек: атеист, неверующий, маловерующий — может познать Бога и обрести мать — Церковь. Это удивитель­ный подарок Бога измученным людям”».

 Прежде чем начать сотрудничество с АА, мы изучили опыт взаимодействия с ними в других храмах, в том числе и в Даниловом монастыре, где действует реабилитационный центр «Метанойя», его возглавляет игумен Иона (Займовский), — поясняет Екатерина Уфимцева. — Основная мысль АА: помочь обрести трезвость алкоголи­ку может только алкоголик, который уже живет в трезвости, потому что он знает, как это про­исходит и какие трудности на этом пути пред­стоит преодолеть. По мнению Анонимных алко­голиков, человеку, который сам не был зависи­мым, трудно понять зависимого. Только тот, кто сам был искушаем, может искушаемому помочь. Хотя я раньше уже бывала на собраниях групп АА, видела, что это эффективная методика, мне нужно было понять, можно ли заниматься по их программе на территории православного храма. И вот я приезжаю в Данилов монастырь, встре­чаюсь с психологом и главным врачом нарколо­гического центра, и они мне в два голоса гово­рят: «Вы не бойтесь. Ничего плохого не будет. Приютите их на территории храма, и через какое-то время они станут прихожанами». Так и полу­чилось. Не со всеми, конечно, но немалая часть тех, кто посещает собрания АА, в нашу приход­скую общину влилась.

По словам моей собеседницы, важно не сме­шивать религиозность и занятия в группе. У Анонимных алкоголиков есть свои непрелож­ные законы и правила, главное из которых — АА вне политики и религии. Но жизнь человека не исчерпывается только существованием в груп­пе АА, так что вне этого объединения люди вполне могут проявлять свою религиозность. То есть если кто-то начнет на встрече группы АА агитировать всех отправиться в какое-нибудь паломничество, его вежливо попросят прекратить. Но при этом многие члены АА ходят на молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», участвуют в церковных таинствах и ведут полноценную цер­ковную жизнь.

Опыт Свято-Троицкого собора по сотрудни­честву с группами АА перенял Петропавловский храм Саратова. Сейчас при нем тоже регулярно проходят встречи Анонимных алкоголиков.

Итак, сегодня человеку, который устал от своей зависимости, есть куда обратиться за помо­щью. Но есть и понимание того, что эта рабо­та — только начало. И дай Бог, чтобы находились люди, желающие и готовые к ней подключить­ся. Возможно, со временем «Школы трезвости», общины трезвости, группы АА будут созданы при каждом храме, чтобы этот вид помощи стражду­щим стал еще более доступным.

Журнал «Православное Поволжье», № 1, апрель 2022 г.